Теория Доу или как появился Технический анализ

Добрый день, друзья трейдеры !

Для того, чтобы в полной мере осмыслить достигнутый прогресс, иногда полезно вернуться к самым основам. Сегодня технический анализ принимается за само собой разумеющееся, и мало кто задумывается, что действительно скрывается за общеизвестными рыночными терминами. Теория Доу, и сам Чарльз Доу в частности, можно сказать, находились у тех самых основ. При этом, на текущий момент постулаты теории нисколько не потеряли своей актуальности. Как их можно применить в практической работе на рынке, в частности на форекс, — в нашем сегодняшнем материале.

Теория Доу и Технический анализ

На заре формирования финансовых рынков еще не существовало подходящих автоматических инструментов, и большая часть работы по анализу долгое время проделывалась вручную. Именно поэтому в описании теории можно заметить большое внимание деталям, когда сейчас многие подробности принято опускать.

Краткая биография Чарльза Доу

Первая работа Доу в финансовой среде – репортер при новостном бюро Wall Street. Там же он встретил своего напарника, Эдварда Джонса. В отличии от большинства других журналистов, их работа отличалась прямолинейностью – Доу с напарником принципиально не брали взятки.

В 1882 году Доу и Джонс почувствовали необходимость в существовании отдельного издания. Так они основали собственную компанию – Dow Jones & Company, которая сперва занималась выпуском ежедневной финансовой отчетности.

Впоследствии двухстраничный буклет вырос в полноценную газету – The Wall Street Journal, являющуюся сейчас одним из самых авторитетных изданий в финансовой среде. Слоган издания гласил, что его главная цель – рассказать новости, но не мнения.

К 1893 году происходило много слияний, в связи с чем на рынках возросла доля спекулятивных операций. В это время Доу увидел необходимость в некотором индикаторе активности рынка. Так был создан Промышленный индекс Доу-Джонса, на тот момент представляющий собой простое арифметическое среднее цен 12 компаний (в настоящий момент он охватывает 30 крупнейших компаний США).

Доу обратил внимание на то, что в ценах запечатлено гораздо больше информации, чем многие предполагают. То есть, анализируя только цены, мы можем с большой вероятностью предсказать их будущее поведение, что в итоге и вошло в основу его теории.

Постулаты Теории Доу

Цена учитывает все

Разумеется, рынок не может учитывать события, которые по определению невозможно предсказать. Однако, в цене уже учтены эмоции участников, экономические данные отдельных компаний и государств, в том числе показания инфляции и процентных ставок, и даже возможные риски в случае непредвиденного развития событий.

Ни в коем случае это не означает, что самому рынку либо его участникам известно абсолютно все, и даже будущие события. Это лишь означает, что все случившееся уже запечатлено в цене, и также будет учтена любая новая информация.

На этой базе было создано огромное количество технических индикаторов, и сегодня можно найти индикатор для анализа буквально чего угодно. Но в то время, как индикаторы зачастую используются бездумно, Доу анализировал рынок целиком, полагаясь на естественную сегментацию рыночных игроков.

Крайнее отражение его работы – индексы промышленности и транспорта. Важную роль имеет сам состав индекса. Он не фиксированный и периодически пересматривается с учетом изменения ситуации на рынках. Суть же заключается в том, что анализируются акции предприятий, работающих в одной области. В результате, индекс в некотором плане представляет собой замкнутую систему, в которой основная часть средств распределяется между участниками и не выходит за пределы портфеля.

Рынок трех трендов

Прямолинейное движение рынка – научная фантастика. На самом деле, цена практически всегда движется зигзагообразно, формируя характерные повышающиеся/понижающиеся максимумы/минимумы. Другими словами, формируя восходящий или нисходящий тренд.

На рынке существует главный исходный тренд. Определить его важнее всего, так как именно исходный тренд отражает действительное направление движения цены, когда все нижележащие трендовые уровни зависимы от исходного. Продолжительность исходного тренда составляет от 1 года до 3 лет.

Самое главное — определить направление исходного тренда и торговать в согласии с ним. Тренд остается в силе, пока не было подтверждения его разворота. Предпосылкой разворота, к примеру, может служить закрытие цены ниже предыдущего экстремума.

Итак, исходный тренд определяет основное направления рынка. В свою очередь, вторичный тренд движется в сторону, противоположную основному тренду. По сути, это коррекции к основному тренду. Вторичный тренд обладает одной интересной характеристикой — его волатильность, как правило, выше исходного движения.

Последний, самый маленький тренд, является ничем иным, как откатом вторичного тренда. Подобное движение продолжается не дольше одной недели. В классическом представлении ему уделяется меньше всего внимания. Считается, что на данном временном периоде слишком много ценового шума, а зацикливание на малейших движениях может привести к нерациональным торговым решениям.

Три фазы тренда

Следующий постулат теории Доу – этапы формирования тренда:

  • Для первой фазы обычно характерна консолидация цены. Это период нерешительности рынка, когда предыдущий тренд находится на истощении. Другими словами, этот период отмечается накоплением сил перед рывком и также является наиболее привлекательной точкой для входа (хоть и рискованной);
  • Как только новое направление получило подтверждение, начинается фаза участия. Это основная фаза тренда, самая продолжительная из трех, которая также отмечается большим ценовым движением;
  • Когда мотивирующие условия были исчерпаны, начинается фаза пресыщения. В этот период смышленые игроки начинают выходить из позиций, как только появляются признаки нестабильности, например, усиление коррекций. Данную фазу можно описать как “иррациональный оптимизм”, когда цена может продолжать расти по инерции, несмотря на отсутствие явных на то предпосылок.

Идентификация трендовых движений

Для определения на графике как самих трендов, так и разворотов, необходимо понимать применяемые Доу методы. Главная техника в определении разворотов – последовательный анализ экстремумов. К примеру, на картинке точками 2, 4 и 6 отмечены максимумы восходящих движений, точками 1, 3, 5 – минимумы. Восходящий тренд образуется, когда каждая последующая вершина и впадина выше предыдущей.

Для нисходящего тренда, наоборот, характерны понижающиеся максимумы/минимумы.

Теория Доу гласит, пока мы не получим явного сигнала к развороту, тренд остается в силе. Здесь можно провести параллель с ньютоновским законом инерции, когда движущийся объект стремится двигаться в намеченном направлении, пока иная сила не прервет его движение. Очевидным сигналом к предстоящему развороту служит формирование более низкого минимума (5) в рамках восходящего движения.

В случае, когда тренд направлен вниз, ситуация обратная. Если цена не смогла сформировать более низкий минимум, и при этом закрылась выше текущего максимума, значит, на рынок воздействует сила, противоположная изначальному движению.

Заключение

Теория Доу, как многие надеются, не отвечает на вопрос «как войти в рынок на этапе формирования тренда?». Это долгосрочная разворотная стратегия, нацеленная на минимальный риск. Тем не менее теория помогает лучше понять технический анализ в целом, и почему он вообще работает – потому что цена и является производным всех факторов, на нее влияющих.

С уважением, Алексей Вергунов
TradeLikeaPro.ru

В помощь Трейдеру , , , ,